Избирательный штаб – руководящий орган, «центр управления», созданный из команды единомышленников и профессионалов для оперативного управления избирательной кампанией.
Структура избирательного штаба может быть основана по функциональным признакам: такая структура включает в себя руководителя избирательной кампании/ начальника штаба, ответственных за юридическое, информационное, организационное направления, агитацию, финансы (финансовый уполномоченный), массовые мероприятия, за взаимодействие с доверенными, референтными лицами, экспертами, партиями и движениями, за административно-хозяйственное обеспечение и пр. В зависимости от масштаба и специфики задач избирательной кампании, штаб бывает разветвленным (центральный, региональный, местный уровни), а бывает компактным, в лице 1-2 консультантов. Перечислим несколько вариаций штабов:
1. Кандидат сам возглавляет свой штаб и привлекает отдельных специалистов, если а) избирательный округ маленький б) кандидат пользуется большим авторитетом или уровнем доверия на территории избирательного округа, кандидат - «паровоз» и др.
2. Штаб «спускается» кандидату «сверху»: кандидат не имеет отношения к формированию штаба, если кандидат не финансирует свою кампанию или выдвигается от партии/ движения или при поддержки власти.
3. Штаб формируется кандидатом из независимых специалистов или путем привлечения профессиональной команды, если кандидат финансирует свою кампанию самостоятельно или совместно с другими кандидатами.
4. Штаб формируется из разных команд и является предметом договоренности между несколькими группами интересов. Встречается на выборах федерального или регионального уровня, на выборах по партийным спискам.
5. Штаб существует как формальная единица в лице одного человека, если цель кандидата – участие – PR, защита бизнеса, раскол электората оппонентов и пр., а не победа.
Формально работа избирательного штаба начинается с момента выдвижения кандидата или партии на выборах, фактически штаб может начать работу задолго до официального старта избирательной кампании. Структура штаба, количество и направления деятельности специалистов, которые должны быть в штате, зависит от задач избирательной кампании. Ключевые функции в работе избирательного штаба – это планирование, организация, контроль за ведением избирательной кампании, анализ ситуации, оценка и внесение корректив.
Под избирательным штабом также нередко понимают помещение, где он базируется и где проходят встречи со сторонниками и агитаторами, где складируется агитационная продукция.
Консультации по теме: