Партийные списки бизнесменов: звезда, созвездие или млечный путь

Дата публикации: 17.06.2016 г.

Автор: Блашенкова Вера

Фото Вера сайт о нас.jpg

Формирование партийного списка - одна из сложных задач избирательной кампании. Особенно много трений возникает, если формирование списка лежит на плечах бизнесменов. Рассмотрим лишь некоторые трудности и направления решений.

Засада 1. Каждый отдельный бизнесмен – звезда.

Увы, не каждая звезда стремится оказаться в созвездии. Внутри группы лидеров начинаются конфликты и борьба за порядковые номера в списках, за включение своих людей и исключение «малоресурсных» кандидатов. Итогом борьбы становится, либо массовый «исход» из списка, либо компромисс.

Направления решений

  1. Переговоры в несколько подходов, в т.ч. включение в процесс переговоров посредника - влиятельной третьей стороны (иногда политконсультантов).

  2. «Размывание» влияния: привлечение еще одного «равновесного» лидера или лидеров.

  3. Достижение договоренностей о том, чтобы «лишнего» «приютили» в другой партии.

  4. Подготовка для «лишнего» предложения, от которого ему сложно отказаться, например, должность в исполнительной власти. 
  5. Сохранение одного лидера в «тройке», смещение остальных вниз по списку.

  6. Захват власти посредством увеличения количества членов. Перехват управления на конференции / съезде, а также в руководящих органах партии и в счетной комиссии. 

  7. Вычеркивание из списка неугодных на основе «внезапного» выявления компромата, нарушения партийной дисциплины и пр.

Засада 2. Распределение долей: в списке и при финансировании.

Редко какой бизнесмен, претендующий на лидерство, приходит в партию один. Как правило, он «входит» командой или хотя бы несколькими людьми. Если же формируется коалиция и происходит слияние партий, то начинается перетягивание каната. Игры затягиваются: каждый считает себя умнее и опытнее, играет на себя, а не на список партии в целом.

  Направления решений

  1. Назначение своих людей на должности, распределяющие в партии ресурсы и финансы, привлечение своей команды консультантов. Отстранение «чужих» от принятия решений, наделение «чужих» формальными обязанностями. 

  2. Создание «совета директоров», определяющего и фиксирующего процедуры по принятию ключевых решений: кадры и финансы, взаимодействие с третьими лицами, в т.ч. вышестоящими партфункционерами (при наличии), регуляторами и оппонентами.

Засада 3. Разночтения в понимании цели и задач.

Отсутствие единого мнения у лидеров о том, к какому результату нужно прийти партии (как ни странно, это встречается ВСЕГДА). Одни считают результатом процент голосующих за партию, другие количество мандатов, которые получит список, третьи – конкретное место в списке для себя и членов своей команды, четвертые – получение своего мандата любой ценой и т.д.

Направления решений

  1. Волевое определение результата в своих интересах, далее – либо навязывание своего понимания результата, либо сохранение ситуации, когда результат – это разрозненные мнения. Например, официальное формулирование задачи для всех - партия должна получить 20%.

  2. Определение цели и альтернативных сценариев, привязанных к результату партии в целом, а не к отдельным персонам. Разъяснение задач всем кандидатам и штабам, несмотря на   резкое снижение мотивации у некоторых участников в связи с пониманием результата. Например: 1. Партия может получить 10 мандатов, два кресла в исполнительной власти. ИЛИ 2. Партия может получить 20 мандатов. ИЛИ 3. Партия может получить 18 мандатов, но откажется от смертельной схватки за одномандатника.

Засада 4. Конфликтные решения, навязанные сверху или сбоку.

Нередко вышестоящие партийные структуры и влиятельные третьи стороны провоцируют внутреннюю борьбу. Включение в список людей из другой партии, настаивание на изменении позиций в списке, выход из партии тяжеловесов в последний момент и некоторые другие «сюрпризы», можно рассматривать как одну из причин последующего раскола или серьезных конфликтов.

Направления решений

  1. Вынесение конфликта в публичную плоскость. Отстаивание или «дожимание» собственного решения посредством давления.
  
  2. Торг с теми, кто сверху или сбоку. В результате, как правило, принятие позиции. Подготовка интересных предложений для обиженных. Разъяснения и успокоение обиженных с целью предотвращения провокаций.

ПОЛИТСЕКРЕТЫ

Политсекрет 1.

"Команда бьет класс", - как говорил один мой кандидат об игре в хоккей. Боевые отряды, быстро выполняющие обязательные функции, чаще одерживают победу во внутрипартийной борьбе с интеллигентными бизнесменами.

Политсекрет 2.

Канидаты-одномандатники нередко вытягивают список, равно как и топят его. Возможно, одномандатники на муниципальном уровне помогут Вам вытянуть округ. Учитывайте это при формировании списка.

Политсекрет 3.

Альтернативные сценарии, а не домыслы, определяют формат взаимодействия с союзниками и оппонентами, задают поле для предложений и уступок.

Политсекрет 4.

Чтобы предупредить некоторые провокации, нужен анализ кандидатов своего списка и прогнозирование действий оппонентов по своим больным точкам.

Политсекрет 5.

Бизнес-подход к политике - приоритет дела над отношениями – может привести в тупик. Непонимание значимости отношений может «оголить» территорию. Чтобы не получить формальную поддержку, проявляйте уважение, умейте делиться властью и/или деньгами. 

Политсекрет 6.

Из бизнеса нужно обязательно взять в политику умение готовить "каталог" предложений для обиженных и недовольных, а также для энергичных и перспективных. 

Политсекрет 7.

Список можно усиливать паровозами (поставить ресурсных лидеров впереди списка), толкачами (поставить сильных кандидатов на спорные для прохождения списка позиции) и лидерами общественного мнения.