С чего начать кандидатам – новичкам в политике. Часть 2.3.
Автор: Блашенкова Вера
Шаг 3. Прикинуть смету и внести уточнения.
На что уйдут Ваши деньги
1. Заработная плата агитаторам. Предположим, 1 Ваш агитатор сагитирует 50 человек, Вы должны будете заплатить ему чуть выше среднемесячной зарплаты в регионе. Математика проста – рассчитайте количество агитаторов и умножьте на зарплату. Не забудьте о премиях.
2. Агитационная продукция: листовки, календарики, билборды (если очень хочется увидеть свое лицо в центре города), сувениры. Узнайте стоимость полиграфии и сувенирной продукции.
3. Публикации в местных СМИ и размещение на ТВ. Узнайте стоимость полосы и минуты эфирного времени.
4. Мероприятия (встречи с избирателями, концерты).
5. Работа наблюдателей в день голосования. И питание.
6. Хозяйственные расходы: аренда, оргтехника, канцелярия, транспорт, связь.
7. Услуги (оплата консультационного сопровождения или гонорар юриста, политтехнолога, дизайнера, журналиста, помощников и др.). Цена = Яндекс в помощь.
8. Прочие расходы.
Сложите расходы, получите предварительную стоимость.
Возможно Вы уложитесь в бюджет без непредвиденных расходов. Тем более, если у Вас не будет серьезных оппонентов.
НО!!! Даже если результаты кажутся предопределенными, чаще всего конкуренция есть, и она существенно влияет на стоимость. Поясним на примере.
Конкуренция повышает ставки. Если кандидатов несколько…
Не хочется никого огорчать. Когда участников выборов больше, чем двое, стоимость Вашей избирательной кампании может вырасти в 3 - 10, а то и в 100 раз. Более того, получить поддержку 1500 избирателей бывает гораздо сложнее, чем 2501 избирателя, если у Вас есть сильные оппоненты.
Это как прыжки с шестом: чемпионы преодолевают 5 м, затем каждые 15 см даются немногим и с большим трудом, после того, как планка превысила 5,7 м, каждые 5 см даются лидерам путем сверхусилий.
ПРИМЕР.
Один Ваш соперник – директор школы. Директор школы, как правило, человек влиятельный и уважаемый. Иногда директору школы достаточно авторитетно попросить поддержки у учителей и родителей. Не секрет, что учителя в школах обычно являются членами избирательных комиссий. В школе может быть 500 учеников, а может быть больше 1000… А родителей бывает двое – мама и папа, или мама и бабушка и т.д. Чем не гарантированные голоса?
Второй Ваш соперник – директор предприятия, у которого работает 1000 человек, и сотрудники в кризис не хотят потерять работу. Конечно, к работающим могут присоединиться члены семей, и тоже поддержать руководителя. Искренне поддержать, потому что они рассчитывают - у предприятия появятся новые возможности, если руководитель станет депутатом.
Третий Ваш соперник – известный в районе оппозиционер, борец за права. Поддержать которого готов партийный оппозиционный актив, а также те, чьи права он защитил или пообещает защитить в будущем. К тому же оказывается, что он объединяет вокруг себя весь протестный электорат, заручившись поддержкой других оппозиционных партий.
Четвертый Ваш соперник – действующий депутат. Власть его хоть и не поддерживает, но он вел работу в округе, к тому же у него есть деньги, потому что он землевладелец – в народе «Маркиз Карабас». А деньги избирателям всегда нужны, возможно в форме детских площадок или продуктовых наборов, а кому-то и наличные пригодятся.
Есть еще несколько кандидатов от партий с невнятным рейтингом, и пара неопознанных кандидатов, которые идут на выборы, то ли заработать, то ли кресло получить. Они не основные игроки, хотя какие-то голоса точно заберут.
В дополнение ко всему есть органы власти. У них свои виды на победу. Глава формально выдерживает нейтралитет, деньги понемногу берет у Маркиза Карабаса, а по факту помогает директору школы. Пара заместителей - не возражают, чтобы победил директор предприятия. Все-таки их супруги или дети являются дилерами или как-то связаны с производством.
В такой ситуации начинать кампанию нужно заранее и за столом переговоров, об этом в первой части здесь.
Что из этого следует?
Вам потребуется стратегия избирательной кампании и серьезная консультационная поддержка. Потому что борьба с большими деньгами и против мощного человеческого ресурса требует продуманных действий и существенных затрат.
Вы можете запланировать зарплату агитаторам 20 тыс. рублей, а ее «перебьют» цифрой в 2 раза большей или пообещают уволить, если люди будут на Вас работать.
В этом случае Вам придется потратиться на разработку организационных схем, на качественную агитационную продукцию с идеей (а не за все хорошее, против всего плохого) и продуманные мероприятия, на премирование, возможно, на привлечение технических кандидатов, на контрпропаганду, на мобилизацию в День голосования и пр.
В этом случае Вы не сможете рассчитать бюджет «на коленке» - в среднем. Потребуется поиск дополнительных источников финансирования, использование финансовых схем, а это означает составление подробной сметы с детализацией расходов и траншей, расчетами по штабам, а также четкое, еженедельное планирование и отчетность. Стоимость избирательной кампании может оказаться существенно выше, чем 2 доллара на избирателя.
Некоторые выводы.