- Почему, когда в город собирается приехать Президент,
сразу начинают ремонтировать дороги?
- Ну, не дураков же лечить (Из коллекции анекдотов)


1) Если для изучения рейтинга инвестиционной привлекательности планируется провести масштабные социологические исследования, желательно задуматься: какой РЕЗУЛЬТАТ мы получим. Не исключено, что многие вопросы, которые предполагается решить в ходе исследования, останутся без ответ

2) Даже такие, казалось бы, объективные факторы, как финансовые и экономические показатели во многом зависят от того, как, с какой целью и кем они подаются, интерпретируются. Субъективности в оценке очень много, поэтому стоит использовать разные модели для решения имиджевых задач и задач создания бренда территории, города. В противном случае аналитические выкладки могут не совпасть с реальностью.

ПРИМЕР 19. Анализ, оценка, интерпретация. Смена правил игры.

[…] В одночасье рухнула система доверия и вообще анализа того, что такое хорошо и что такое плохо […]. И именно на переходный период придется забыть о длинных инвестициях. Это адекватная реакция любого нормального человека. Все играли в футбол, но вдруг выясняется, что теперь идет новая игра, которая называется регби. Это тоже отличная игра, но здесь действуют иные правила. А пока происходит смесь футбола с регби, каждый игрок пытается самостоятельно определить, куда ему бежать, что делать и как не проиграть.

[…] Я занимал пост председателя совета директоров «Росгосстраха», ко мне в 2002 г. приезжали немецкие регуляторы и учили, как строить систему контроля в компании, диверсифицировать резервы и т.д. Через полгода вся страховая система Германии рухнула – выяснилось, что две трети компаний – банкроты, так как неправильно считали все риски. Вот вам и хваленая отлаженная система – не заметила вовремя начавшиеся изменения и проблемы.

Мазурин Н., Рубен Варданян: «Россию ожидает период банкротств», журнал «Forbes», специальный выпуск. Инвестиции 2008-2009, 2008 г., сентябрь, с. 112.

3) Чем сильнее конкуренция на рынке, тем большую роль начинают играть два фактора – сокращение издержек на реализацию проекта и рост стоимости нематериальных активов. Сегодня можно с уверенностью говорить о новой стадии развития конкуренции между территориями: начале борьбы между брендами.

ПРИМЕР 20. Борьба за бренд территории.

Понятие «вторая столица» применительно к Санкт-Петербургу появилось в нашей речи только потому, что статус столицы перекидывался между двумя городами не единожды, а дважды. После 1918 года трудно разобраться, какая столица «новая», а какая «старая», вот мы и называем попросту «второй» ту, что не является сейчас административно-политическим центром. Помимо же перипетий вокруг Москвы и Питера термин «такая-то по счету столица» абсурден.

Мы с удовольствием почитаем Санкт-Петербург за «культурную столицу», но только ненормальный может пожелать зафиксировать это определение юридически.

Не лишено смысла, пожалуй, выделение столицы по местности. «Столица Поволжья» или, допустим, «столица Урала». Это означает город, главный по отношению к другим городам края.
Но абсолютно невозможно называть столицей всей страны город, который никогда ею не был. Город, где никогда не было стола (трона) над нашими землями.

И тем не менее нате вам: мы получили на днях «третью столицу» в лице города Казани. С чем себя и поздравляем. Покушения на Конституцию, впрочем, не произошло. Появлением сего чуда мы обязаны Роспатенту, зарегистрировавшему за Казанью товарные знаки «Третья столица России», «Третья столица», «Третий город» и Russia’s Third Capital. Таким образом, мы имеем дело всего лишь с торговым брендом, однако не вызывает сомнений, что бренд этот будет то и дело заползать на политическое поле.

Чудинова Е., О новой «матери городов русских» http://www.expert.ru/columns/2009/04/09/mat/

4) Можно эмоционально реагировать на регистрацию товарных знаков, но в ситуации острой конкуренции между регионами и городами, защита интеллектуальной собственности, которой является бренд, неотъемлема от продвижения самого бренда.

ПРИМЕР 21. Позиционирование территории. Упущенная выгода.

Когда на выставках или конференциях речь идет о Вологодской области, то сторонние наблюдатели в основном говорят об этом регионе, вспоминая о вологодских кружевах и вологодском масле. Регион им представляется провинцией или еще хуже, депрессивной территорией.

Факт: Вологодская область одна из 8 регионов-доноров России по данным на 2007-2008 годов.

База данных Консалтинговой компании «Конкретика»

Интересно, пробовал ли кто-то зарегистрировать бренд «регион-донор» или «город-донор»?…

Автор благодарит: Викентьева И.Л., Директора консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС»; Миськова Е.С., Председателя общего собрания акционеров «Гостиничного комплекса «Белгород»; Селегененко А.А., Генерального директора компании «Гарантия-Строй», всех представителей администраций городов и регионов, принявших участие в опросе Консалтинговой компании «Конкретика» на выставках «MITT-2009» и «Интурмаркет-2009».

Начало материала>>

Приложение 1>>

Приложение 2>>

ЛИТЕРАТУРА

1. Блашенкова В.С., Инвестиционная привлекательность региона. Часть 1. Как не ошибиться в постановке задач

2. Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, 8-е дополненное издание, «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-пресса», 2007 г., 406 страниц.

3. Викентьев И.Л., 40 типовых ошибок при создании новых продуктов

4. Ч. Лэндри, Креативный город, М., «Институт культурной политики», 2006 г.

5. Сычев С.В., Алгоритм решения маркетинговых и рекламных задач «Рекламное измерение». Версия 2008.1.4. (Алгоритм Сычева С.В.)

6. Рейтинги (Словарь бизнес-тренера и консультанта)

7. Периодические издания: газета «Ведомости»; журналы: «Секрет Фирмы», «Эксперт» и «Forbes»