7 советов начинающему политконсультанту

Автор: Блашенкова Вера

Дата публикации: март, 2014 года

Блашенкова Вера


1. Партия  – это люди. 

Клиент – это личность, даже если он называется партия. За кандидатом, а не только за партией, может стоять несколько человек. Наиболее сложная и в то же время продвинутая ситуация – «совет директоров» (когда решение за несколькими людьми). На выборах время для подготовки и принятия решений ограничено, а предложений, что делать, может быть несколько. Отсутствие единоначалия – это волокита и простой. 

  • Политсекрет – Вам предстоит совместно выработать четкую и согласованную процедуру принятия решений. А затем ее соблюдать.

2. Оговаривайте условия работы на берегу.

Процедуру принятия решений, финансовые вопросы, включенность специалистов в проект, условия работы  - лучше оговорить на старте.

  • Политсекрет – если у Вас нет своих «правил игры», Вы будете играть по чужим правилам, или Вам предстоит игра без правил.


3. Главный ориентир – качество.

Кандидаты, как правило, люди опытные. Если перед Вами новичок в политике, не думайте, что он не различает хорошо выполненной работы от сделанной «на коленке». Да, на выборах нередко приходится делать «на коленке», перестраиваться, потому что сроки поджимают, но стремиться нужно к лучшему.

  • Политсекрет – делайте для кандидата как для себя.


4. Ошиблись – признайтесь!

Ошиблись – признайтесь, не понимаете чего-то – так и скажите: «Я не понимаю, давайте разберемся». Будьте готовы сами выявлять и исправлять ошибки. Иногда  нужно  достать деньги из собственного кармана и устранить проблему. Даже если для Вас это существенная сумма. Мне повезло: не раз встречались кандидаты, которые исправляли  ошибки штаба за свой счет, не устраивая скандалов и не упрекая впоследствии. Вместе с тем, ошибаясь, будьте готовы ко всему – к истерикам по незначительному поводу и настоящему благородству, когда хочется отдать гонорар, лишь бы загладить вину, к тому, что придется попрощаться в середине кампании, к тому, что Вы станете партнерами на многие годы.

  • Политсекрет – создавайте условия для оперативного выявления ошибок, в т.ч. своих, признавайте и исправляйте их. Устранили? Переворачивайте страницу и идите дальше.


5. Выборы - командный вид борьбы.

Когда вы решили, что да, хочу быть политконсультантом или политтехнологом, Вы включаетесь в командную игру. Вы становитесь актером в спектакле или игроком в футбольной команде. Это означает, что появляются три ограничителя.

1. Важен результат, и он трактуется однозначно.
2. Время ограничено.
3. Результат зависит от слаженной работы многих людей.

  • Политсекрет – настройтесь на то, что иногда Вам придется отстаивать точку зрения, с которой Вы полностью НЕ согласны, более того, Вам придется добиваться результата, опираясь на эту «неправильную», на Ваш взгляд позицию, в сжатые сроки.


6. О личном.

Личные отношения внутри команды и с кандидатом играют важнейшую роль. Ключевое слово – отношения. Вы невольно оказываетесь в очень близких и доверительных отношениях с кандидатом, его окружением. По меньшей мере здесь несколько составляющих:

1. Вам легче его продвигать, если Вы увидите в кандидате что-то такое, за что его можно по-настоящему полюбить. Вы можете войти в состояние влюбленности, а потом не выйти… Опасность служебных романов здесь также велика, как и у актеров, играющих влюбленных на съемочной площадке.

2. Вы вместе принимаете важные, сложные, часто болезненные решения. Это сближает.

3. Вы обязаны следить за графиком кандидата, его состоянием, его настроением (в т.ч. если это делает его помощник). Вам следует знать, куда он ходит, что он ест, как он отдыхает, с кем общается, потому что поел что-то не то, – и потом может сорвать встречу с избирателями.

  • Политсекрет – учитесь управлять чувствами  -  молитвы (если Вы верующий), актерское мастерство, йога. И еще: выйти сложнее, чем войти.


7. Анализ результатов – отдельный этап.

По результатам проекта следует сделать анализ, мы называем это работой над ошибками. Не важно, добились Вы успеха или нет, нужно собрать волю в кулак и вернуться к пройденному. Большинство Ваших клиентов – люди адекватные, будут просить Вас проанализировать результаты, описать, что можно было сделать и от чего следовало бы отказаться. Не воспринимайте это как поиск виноватого или предъявление претензий. Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни было немало мудрых кандидатов, которые объяснили, насколько важно анализировать результаты и подсказали, как это делать в доброжелательной атмосфере.